Рассказывает: Александр Швардыгулин. директор по продуктам ARTOX.

Вспомните, что вы покупали последний раз в интернете? Может это был мобильный телефон или преимущества в онлайн игре, а может вы оплачивали контекстную рекламу? Все эти вещи объединяет одно очень важное свойство – это продукты.

Продукт – не уникальная ценность, которую можно продать много раз.

Вы можете возмутиться, почему продукт это не уникальная ценность. Давайте разберемся.

Для начала рассмотрим понятие «уникальность». Уникальными считаются объекты, которые были созданы под конкретные задачи, в творческом порыве или от безделья. Например, портрет изящной девушки с натуры, зубной имплантат или крылатый вертохвост. Все эти вещи, безусловно, имеют ценность, но поскольку они уникальны, то обладать такой ценностью может только один человек.

На создание уникальной ценности затрачивается много усилий, а оплатят ее только один раз.

Это не плохо. Целые секторы экономики работают по принципу создания «уникальных» ценностей. К ним относитсяразработка программного обеспечения и дизайна на заказ.

Но скажите, создавая уникальный продукт или услугу, разве вы не хотели продать результаты вашей работы несколько раз?

Как можно что-то продать несколько раз без доработок под каждого покупателя? С этого вопроса начинается создание продукта.

Можно назвать следующие условия создания стоящего продукта:

  1. Рынок – есть рынок «неуникальной» потребности
  2. Технология – вы владеете технологией удовлетворения этой потребности
  3. Доставка – есть понимание, как потребители узнают о вашей технологии
  4. Монетизация – потребители готовы оплатить удовлетворение своей потребности
  5. Менеджмент – управление всеми ресурсами для создания и продвижения продукта.

Трудно ли соответствовать этим пунктам? Давайте рассмотрим несколько примеров.

Kuponator. ru – крупнейший в СНГ агрегатор купонных сервисов.

Рынок – растущее число купонных проектов в России сформировало «неуникальную» потребность людей в систематизации предложений о больших скидках в одном месте.

Технология – выпускник БГУИР Марк нашел решение по систематизации купонных предложений в виде агрегатора и сам его реализовал в виде сайта kuponator. ru

Доставка – все люди сами искали решение проблемы систематизации купонов, изначально проект получил широкую известность благодаря «сарафанному радио».

Монетизация – купонные проекты, конкурируя за покупателей, готовы оплачивать хорошую комиссию с продажи купонов через агрегатор.

Менеджмент – Марк на деле доказал свои таланты не только как разработчика, но и как менеджера. Он смог управлять проектом на рынке, растущем с космической скоростью. Подобрал нужных людей, организовал процессы в сжатые сроки. Именно благодаря талантам управленца Марк смог опередить конкурентов и сделать kuponator. ru лидером рынка.

Итог: проект успешно развивается уже 2 года и приносит доход его создателям.

Давайте рассмотрим другой пример проекта, у которого возникли несоответствия по продуктовым условиям.

Sltv. ru – видеокурсы по программному обеспечению

Рынок – покупатели лицензионного программного обеспечения в России желают получать видеоинструкции по использованию купленного ПО.

Технология – инициативная группа организовала студию по записи видео о программном обеспечении, разработала сайт для размещения этого видеоконтента.

Доставка – рассылка информации о проекте по клиентской базе SoftLine, обширная рекламная кампания в рунете.

Монетизация – реклама на сайте.

Менеджмент – компетенций менеджмента sltv. ru хватило на создание неплохого сайта, красивого видео, получение свидетельства о регистрации СМИ за № ФС77-38386 от 10.12.2009 г. Дожить до прибыли не получилось.

Итог: несмотря на большие вливания инвестиций со стороны могущественной компании SoftLine, проект так и не вышел на окупаемость, создал большой убыток и был закрыт.

Большинство проектов, которые стремятся стать продуктами, не соответствуют условиям успеха. В мировом масштабе тратятся огромные ресурсы на запуск и продвижение моделей бизнеса, заведомо обреченных на провал. А успешных стартапов очень мало, вы все их знаете или скоро узнаете.

Что же делать, если вы очень хотите заниматься продуктами? Как добиться успеха?

В стартап сфере есть интересный закон: успеха добивается стартапер, который запускает свой 4-9(!) проект. Т. е. если вы делаете свой 1-3 проект в жизни, велика вероятность, что вы не станете известным и богатым. Зато, вы получите бесценный опыт, лбом столкнетесь с условиями, которым должен соответствовать успешный продукт. Когда же вы все поймете, и у вас хватит сил начать свой 4-ый проект, признание рынка вам обеспечено. Ну, если не 4-ый, то, в крайнем случае, ваш 9-ый продукт купит каждый.

Если же вы не сумели полностью самостоятельно создать продукт и вывести его на рынок, то это не значит, что вам не нужно заниматься этим вообще. Ведь в создании продуктов есть целый ряд интереснейших этапов, где вы можете оказаться лучшим в мире специалистом.

  • Вы можете любить фитнес и станете продукт-менеджером мобильного приложения «Персональный фитнес-тренер».
  • Вы можете быть опытным PHP программистом и разработаете сервис по проверке сайтов на наличие уязвимостей.
  • Вы можете быть выдающимся веб-дизайнером и создадите простые и понятные интерфейсы модуля управления контекстной рекламой.

Главное для вас – это найти команду единомышленников. которые также как и вы хотят заниматься продуктами, а не заказными разработками. Хорошо, если эти люди будут иметь опыт создания и продвижения успешных продуктов на рынке.

Если вы сумели полностью пройти путь выхода на рынок и монетизации своего стартапа, но понимаете, что для развития вам не хватает ресурсов и знаний, имеет смысл найти партнеров. обладающих недостающими у вас ресурсами и опытом.

Посещайте стартап тусовки, знакомьтесь с людьми. Делитесь своими идеями и успехами с широкой аудиторией. Тогда вас заметят нужные люди.

Сегодня компания ARTOX работает над продуктами в сфере интернет-маркетинга и онлайн образования. Мы открыты для общения, обмена опытом и сотрудничества в этих направлениях. Заходите к нам!